Форум сайта eGorynych - велосипед и велотуризм в Хабаровске

Приветствую Вас, Гость| | Регистрация | Вход |
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ » ФОРУМ » Велофорум. » От чего зависит сцепление шины с асфальтом?
От чего зависит сцепление шины с асфальтом?
eGorynych Дата: Вторник, 16.09.2014, 13:41 | Сообщение # 1
местный
Сообщений: 839
Статус: Offline
Обычно считается, что «зубастая» покрышка будет намного лучше цепляться за мокрый асфальт, чем слик. Так ли это?

Некоторые производители шин для шоссейных велосипедов предпочитают чётко выраженный протектор, некоторые от него отказываются, а остальные комбинируют оба этих подхода. Шины, предназначенные для быстрой езды по асфальту, обычно имеют голую поверхность, а тренировочные шины и шины общего назначения, как правило — чёткий протектор. Рисунок протектора, независимо от того, насколько он выражен, обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью дороги, чем слик, т.к. он увеличивает площадь контакта шины и позволяет резине лучше деформироваться, что увеличивает силу сцепления. Безусловно, это важно для передвижения по пересечённой местности, но при езде по ровной асфальтовой трассе, значение протектора снижается.

Сцепление с асфальтом

В целом, сила сцепления шоссейной шины зависит от размера и свойств пятна контакта покрышки с поверхностью дороги. Дело в том, что материал, из которого сделана покрышка, мягче, чем асфальт, поэтому она будет деформироваться в любом случае, независимо от того, насколько выражен протектор. Вот почему, для езды по шоссе, давление воздуха в шине, плотность плетения корда, физические свойства резины и ширина обода/шины намного важнее, чем рисунок протектора.

Давление воздуха в колесе

Наверное все велосипедисты знают, что от давления воздуха в шине зависит её поведение на дороге. Плохо накачанное колесо замедляет движение, т.к. шина «растекается» по асфальту и делает клинчеры уязвимыми к т.н. «укусу змеи». Как следствие, многие велосипедисты стараются посильнее накачать колесо, тем более, что есть свидетельства того, что сопротивление качению уменьшается с повышением давления, но при этом снижается способность шины к деформации и ухудшается сцепление с дорогой.

Достаточно сложно вычислить идеальное давление воздуха в шинах. Обычно, производители указывают на бортах покрышек рекомендуемый для них диапазон, но не стоит это воспринимать как прямое указание к действию. Выбор оптимального давления зависит от самого велосипедиста.

Некоторые велосипедисты считают, что шина, накачанная до идеального давления, должна сжиматься на 15% под весом ездока, кроме того, существуют калькуляторы (например, Vittoria), которые, помимо прочего, учитывают условия и стиль езды. Однако, ничто не сможет заменить личный опыт, поэтому, лучше самому поэкспериментировать и подобрать оптимальный диапазон давлений конкретно для вас.

Каркас шины и плотность плетения корда

Гибкий каркас шины увеличивает силу сцепления, т.к. он охотно деформируется и возвращается в первоначальное положение, сводя сопротивление качению к минимуму. Упругость каркаса шины обычно пропорциональна плотности плетения корда (которая выражается в количестве нитей на дюйм, tpi) т.к. по мере роста плотности плетения, используются более тонкие волокна. Хотя, чем тоньше нити, тем они гибче, высокая плотность плетения не всегда означает высокую упругость шины.

Свойства компаунда

Свойства материала, из которого сделан протектор, также оказывает большое влияние на шину, независимо от того, с чётким она рисунком протектора или вообще без него. В идеале, материал шины должен поддерживать упругость её каркаса и, в то же время, иметь прочность, достаточную для сопротивления износу и проколам. К сожалению, повышенная износостойкость достигается за счёт увеличения веса шины, повышения сопротивления качению и снижения упругости.

Ширина шины и обода

В последнее время в среде профессионалов получают распространение шины увеличенной до 25 мм ширины. Этому есть хорошее обоснование: «широкие шины» могут работать с меньшим давлением воздуха и, таким образом, обеспечивают более комфортную езду. Кроме того, благодаря увеличению пятна контакта, улучшается сцепление с дорогой. Но самое главное, как бы парадоксально это не звучало, такие шины имеют меньшее сопротивление качению. Единственное недостаток «широких» шин — это потенциальная несовместимость их со стандартными рамами и вилками.

Стоит подчеркнуть: сами по себе широкие шины или обода не сделают поездку комфортнее, они только дают возможность использовать более низкое рабочее давление воздуха в колесе, благодаря чему и достигается комфорт.

Материал камеры

Латексные велосипедные камеры имеют некоторые преимущества перед стандартными, сделанными из бутиловой резины. Камера из латекса снижает сопротивление колеса качению, кроме того, благодаря высокой упругости латекса, незначительно повышается сцепление шины с поверхностью.

Езда по мокрому асфальту

Все заявления о преимуществах того или иного типа протектора подвергаются серьёзной проверке, стоит только начаться дождю. Согласно общепринятому мнению, слики ведут себя на мокрой дороге намного хуже, чем шины с глубоким протектором. Однако, существует мало доказательств того, что глубокий протектор действительно улучшает сцепление с сырой поверхностью.

Шоссейные шины, сами по себе, очень эффективно вытесняют воду из промежутка между шиной и поверхностью дороги, благодаря своему круглому профилю, поэтому некоторые эксперты считают, что для езды по мокрому асфальту агрессивный протектор не нужен. Производители шин также поддерживают эту точку зрения, хотя некоторые из них пытаются получить небольшие преимущества при помощи текстурированного протектора.

Как говорилось выше, на силу сцепления, в первую очередь, влияет степень деформации всей шины, а не сжатие элементов её протектора. Таким образом, лучший способ улучшить сцепления шоссейных шин с мокрым асфальтом — выпустить немного воздуха (10-20 psi) из колёс. При использовании более широких шин и/или ободов также увеличивается контактное пятно, как следствие — лучшее сцепление, независимо от состояния поверхности дороги.

Влияние рисунка протектора на сопротивление качению

Потенциально, выраженный протектор увеличивает сопротивление качению колеса, т.к. его элементы расширяются так, что время контакта шины с дорогой увеличивается. Действительно, лучшие шоссейные шины — это слики или шины со слабовыраженным рисунком протектора в виде мелких штрихов. В целом, слики быстрее, чем шины с выраженным протектором, хотя и не существует исчерпывающих данных насчёт того, как нанесение рисунка протектора на слики может повлиять на их поведение на дороге.

Может ли протектор улучшить аэродинамику колеса?

Недавние аэродинамические испытания, проведённые Swiss Side, показали, что рисунок протектора шины Continental Grand Prix влиял на аэродинамику колеса Swiss Side Hadron. Причём, интересно, что шина, протектор которой был направлен в обратную направлению движения сторону, обладает лучшей аэродинамикой.

Инженеры связали этот феномен с «отрывом пограничного слоя» (boundary layer tripping), т.к. канавки протектора направляли поток воздуха между колесом и землёй. Результаты этих исследований нашли применение в таких разработках, как обод Swirl Lip Generator от Reynolds и технологии Bontrager Aero Wings и Mavic CX01, хотя технические решения, применённые там, касаются бортов шины и обода, а не самого протектора.

Эстетика

Возможно, самая важная функция протектора — улучшать внешний вид шины и привлекать к ней внимание покупателей. Протекторы с чётким, необычным рисунком позволяют производителям шин выделяться среди конкурентов, поэтому, вполне возможно, что разработкой новых покрышек занимаются не столько учёные и конструкторы, сколько дизайнеры.

Вывод

Сила сцепления шоссейной шины зависит далеко не только от рисунка протектора. Более важными переменными являются качество каркаса и резинового компаунда, ширина шины и обода и давление воздуха в колесе. Скорее всего, выраженный протектор действительно улучшает сцепление шоссейной шины с асфальтом, однако, в сравнении с вышеназванными аспектами, его влияние незначительно.



нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти
ФОРУМ » ФОРУМ » Велофорум. » От чего зависит сцепление шины с асфальтом?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright eGorynych © 2024